Средневековье овеяно духом рыцарства, борьбой за власть, преклонением перед Прекрасной Дамой. Один за другим издаются законы, регламентирующие одежду, в которую необходимо облачаться в зависимости от классовой принадлежности. Различалась фермерская, аристократическая и крестьянская средневековая одежда по покрою, качеству и структуре ткани, богатству отделки и аксессуарам. Модные платья и костюмы могли носить только состоятельные горожане, хотя принципа многослойности придерживались все слои населения.
Основные характеристики средневекового костюма
Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.
Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.
Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.
СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.
Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:
- Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
- Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
- Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
- Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
- Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
- Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
- В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
- В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.
СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.
Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.
Модели для современности
Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.
Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:
- выделенная зона декольте;
- кружевные платья любые по длине и пышности;
- обтягивающие фигуру брюки;
- корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
- укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
- обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
- множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
- черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
- объемные плащи с капюшонами;
- грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.
Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.
О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.
Отличия костюмов бедных и богатых
Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.
СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.
Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.
Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.
Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.
СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.
Особенности британского стиля
Современный британский стиль характеризуется подчеркнутой элегантностью и простотой. Элегантность не должна быть выверена, если вы, конечно, не собираетесь на прием к королеве. В повседневной жизни можно брать пример с Виктории Бекхем – она всегда выглядит элегантно, но ее образы не назовешь скучными или строгими.
У нас появился канал в телеграме! Следите за свежими материалами, получайте советы от стилистов и информацию о самых выгодных распродажах в нашем канале. Подписаться можно по ссылке: t.me/limefashion
Из материалов приветствуются натуральные: твид, шерсть, хлопок, букле, джерси. Цвета рекомендуются спокойные, сдержанные: синий, хаки, темно-зеленый, все оттенки коричневого, серый. Принты – это, конечно же, клетка во всех ее разновидностях.
Англичанки обожают клетку и используют ее даже в самых авангардных нарядах.
Неконтрастную клетку можно включать в гардероб для полных девушек, например, если принт будет на жакете или пальто.
Одежда и аксессуары в английском стиле:
- классический тренч, как у Burberry;
- кейп и плащи с пелериной;
- пальто-трапеция;
- укороченные брюки со стрелками, например, в клетку;
- платья в стиле школьной формы;
- клетчатые юбки с плиссировкой;
- белые рубашки с эмблемами;
- плоские кепки с козырьком;
- сумка-портфель (сэтчел).
Из аксессуаров можно носить длинные шарфы, перчатки, зонтики – все, что в почете у истинных англичанок.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Идеалом красоты считались женщины, имеющие во внешности сходства с ликом Девы Марии. Для нее характерны черты:
- удлиненное лицо;
- аккуратные пухлые губы;
- высокий лоб;
- большие глаза.
Если обратиться к искусству, можно заметить девушек с почти полностью отсутствующими округлостями. Линия груди и бедер практически не заметны в изображениях девушек Средневековья, поскольку они считались вульгарными. А вот большие животы, если верить картинам, дозволялись (или были неизбежны).
Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.
В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.
Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.
Уважение надо заслужить
Есть монаршьи прозвища, с которыми все просто и понятно. Вряд ли нужно объяснять, к примеру, почему Карл, Петр и Екатерина — Великие. Нет вопросов к Владимиру Святому и Александру II Освободителю. Александр Невский и Дмитрий Донской получили прозвища в честь мест, где прославились на полях сражений. Все понятно с Иваном Грозным.
Статья по теме Василий Тёмный — триумф неудачника. Как слабый правитель усилил Россию С
Василием Темным и Всеволодом Большое Гнездо уже сложнее. Первый был ослеплен противниками во время междоусобного конфликта, а второй прославился большим количеством потомков.
И все-таки русским монархам с прозвищами по большому счету повезло. В отличие от зарубежных «коллег».
Почему же на Западе королям оказывалось куда меньше почтения? Зачастую это связано с устойчивостью той или иной династии на троне. Чем хуже монарх контролировал ситуацию в стране, тем меньше его уважали. А уж при смене династии предшественников вообще не жаловали. Но иногда на первый взгляд неблагозвучные прозвища в действительности отдавали дань тем или иным положительным качествам правителя.
Гарольд Заячья лапа, миниатюра XIV в. Фото: Commons.wikimedia.org
Женский наряд раннего Средневековья
В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.
Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.
У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.
Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.
В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.
В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.
Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах. Плащи стали подшивать мехом.
Как одевались во второй половине 19 века?
Если вам нравится одежда в стиле 19 века, то вы должны знать о том, что на протяжении всего столетия мода постоянно менялась, причем радикально. Если в начале века модным был стиль ампир, который проповедовал естественность и простоту, то ему на смену вновь пришли громоздкие платья, нижние юбки и прочие детали.
В частности, женщины опять начали носить тугие корсеты, которые делали талию более тонкой. Кроме того, популярным становился кринолин — металлическое кольцо, которое поддерживало нижние юбки, делая бедра более пышными. В некоторых странах юбки имели длинный подол, который скользил по полу.
В дальнейшем на смену кринолину пришел турнюр — металлический каркас особой формы, который изготавливали из металла или китового уса. Такое приспособление давало возможность собирать юбки сзади в пышный узел, который украшали большими бантами. Одновременно платье тесно облегало бедра спереди.
Мужская одежда раннего Средневековья
Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.
СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.
Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.
Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.
Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.
В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.
Мода — зеркало истории
Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.
Например, мужская одежда 19 века претерпела значительные изменения по сравнению с традиционными нарядами 18 века. В это время законодателем моды в Западной Европе (да и в России) был Наполеон Бонапарт. Если еще за двадцать лет до революции мужской костюм пестрил украшениями и драгоценными камнями, то теперь наряд дворянина характеризовался строгим покроем и минимальным количеством декора. Ведь, как утверждал великий полководец, дело мужчины — война и освобождение. Простые, удобные костюмы из качественной ткани демонстрировали деловитость и энергичность своих обладателей.
В 19 веке на первый план вышла женская мода. Теперь женщина демонстрировала состоятельность своего мужа. Кстати, женский костюм на протяжении ста лет претерпел массу изменений.
Изменения в женском костюме в романский период
В основе женского костюма все также оставались туники. Самое существенное изменение в одежде, произошедшее в романский период, заключалось в том, что одежду стали кроить, а не собирать из цельных кусков тканей.
В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.
Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.
Появилась еще одна накидка с заниженной отрезной линией талии — блио, — которая надевалась через голову. Ее шили из шелка или шерсти.
Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.
Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.
Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.
Разновидности английского стиля
Можно выделить несколько основных течений английского стиля, которые абсолютно не похожи между собой. Некоторые из них сформировались исторически, другие – стали результатом творчества талантливых дизайнеров.
Английская классика
Англия ассоциируется со «старой доброй классикой» и это неспроста, ведь именно из Лондона пришла подлинная элегантность, рафинированность, лаконичность и аристократичность. Сегодня в стиле английской классики одеваются члены королевской семьи, госслужащие, жители Уэст-Энда.
Для направления характерны: дорогие натуральные материалы, благородные цвета, сдержанные фасоны, украшения из драгоценных металлов и камней. Повседневная одежда в этом стиле вдохновлена жокейским и охотничьим облачением, эстетикой сафари. Здесь не встретить джинсов и кроссовок, а женщины выглядят, как леди, даже на прогулке в парке. Кейт Миддлтон и Меган Маркл придерживаются английской классики в одежде.
Стиль «лондонского денди»
Сегодня модно выглядеть, как «лондонский денди», облачаясь в брючный костюм, кепку с козырьком, броги или лоферы, рубашку, жилет.
Не обязательно с ног до головы повторять мужской образ, но можно взять некоторые элементы на вооружение. Например, Виктория Бекхем часто выглядит, как «лондонский денди», но при этом ее луки более чем современны.
В этом направлении важна расслабленность, вальяжность и небрежная элегантность, ведь лондонские денди 18 и 19 века выглядели именно так.
Стрит-стайл (уличный стиль)
Лондонский стрит-стайл – отдельное направление в английском стиле. В нем смешались современные веяния, авангард, панк, субкультурные влияния и английская классика. В стиле стрит-стайл одевается не только молодежь, но и посетители недель моды, лондонские трендсеттеры, модные блогеры, звезды шоу-бизнеса. Здесь нет правил, ведь чем ярче, оригинальнее и смелее, тем лучше. Но клетчатый принт – все равно остается любимой расцветкой лондонских модников.
Преппи
Стиль молодежи закрытых школ невероятно популярен не только в Англии, но и в Америке, особенно в Нью-Йорке. В сериале «Сплетница» герои одеваются в стиле преппи: юбки-шотландки, белые рубашки или блузы, узкие брюки, чопорные платьица, похожие на школьную форму, броги, лоферы или челси в качестве обуви, портфели и рюкзаки как основные аксессуары. Здесь используется клетчатый принт в любом проявлении, а основными цветами являются оттенки школьной униформы: серый, коричневый, синий и бордовый.
Авангард
Александр Маккуин – знаменитый британский дизайнер одежды в жанре авангард. Одежда Маккуина – это фантазии, воплощенные в реальность. Именно он повлиял на становление авангардного стиля в Англии, которым позже вдохновились другие модные дизайнеры и уличные модники. Но в своих работах Маккуин часто обращался к английскому, традиционному стилю, вдохновляясь им.
Несмотря на очевидные различия, во всех течениях можно найти нечто общее – аристократичность и обращение к истокам, которые проявляются даже в бунтарских нарядах поклонников стрит-стайла.
Костюм рыцаря
Доблестные рыцари обязательно облачались в кольчуги и носили доспехи. Как правило, все снаряжение рыцарей изготавливалось на заказ, и на создание одного костюма уходило немало времени и сил десятков ремесленников.
Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.
Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.
СПРАВКА! Главным недостатком кольчуги была коррозия. Почти после каждого боя ржавчину удаляли с помощью песка.
Основное предназначение костюма рыцаря — защита. Одежда смягчала удары острыми предметами, благодаря чему рыцари возвращались с поля боя живыми и невредимыми. Постепенно защитные свойства одеяния усиливались: добавились нагрудники, наплечники, которые крепились на кожаное основание.
Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.
Эрик Шепелявый
«Хроника Эрика» гласит: «Конунг нетвердо владел языком, был шепеляв, да к тому же и хром». Несмотря на физическое несовершенство, Эрик Шепелявый был провозглашен королем Швеции в возрасте шести лет. Спустя семь лет его войско потерпело поражение в сражении с армией родственника короля, также претендовавшего на престол. Эрик бежал в Данию и вернул себе корону только в 1234 году.
Фактически Швецией во время царствования Эрика Шепелявого правили его доверенные лица: ярлы. Ярл Биргер Магнуссон известен на Руси больше, чем сам король: считается, что именно его войско в 1240 году в устье Невы разбил новгородский князь Александр Ярославич.
Этельред Неразумный, илллюстрация из манускрипта, ок. 1220 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Мода Средневековья: готический период
В готический период возникло понятие моды.
Особенности одежды в готический период:
- узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
- очень длинные рукава;
- удлиненные носки туфель;
- необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
- четкое разделение одежды на мужскую и женскую.
Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.
Мода начала 19 века: общая характеристика
Как уже упоминалось, на развитие мужской моды влияла философия и стиль жизни Наполеона. В то же время изменением женского платья прекрасная половина человечества была обязана очаровательной Жозефине. Именно она вместе со своим всемирно известным портным Леруаром создала так называемый стиль ампир.
Это было своего рода возвращение к античности: платья в греческом и римском стиле стали популярными сначала во Франции, затем в Европе, а потом уж появились и на территории России.
Женский готический костюм
Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.
Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».
Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.
Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.
Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.
Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.
СПРАВКА! В готический период впервые появились корсеты.
Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.
Что носили в Европе
Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.
Изыски моды Европы:
- «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
- Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
- Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
- Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
- Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
- Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.
Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.
В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.
Разновидности платьев готического периода
В готический период были популярны 2 вида платьев:
- киртл;
- роб.
Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.
Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.
Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.
Как воплотить викторианский стиль в повседневной одежде?
Роскошный викторианский стиль предпочтителен для праздников и торжеств. Пышность и богатство нарядов позволит выгодно подчеркнуть красоту, ярко выделиться из толпы. Для повседневного образа достаточно использовать лишь некоторые элементы стиля.
- Облачитесь в платье, отделанное вышивкой, оборками, рюшами.
- Выбирайте одежду, максимально закрывающую тело. Наденьте блузу с высоким воротником и расклешенными рукавами. Сочетайте ее с пышной длинной юбкой.
- Универсальная деталь гардероба — корсет — подойдет и к праздничным, и к повседневным нарядам. Главное – правильное сочетание!
- Уместны и дорогие украшения с камнями, и бижутерия с выразительными деталями в виде сердец, цветов, змей.
В дополнение к образу сделайте неброский макияж, соберите волосы на затылке.
Викторианский стиль в женской одежде сегодня имеет много почитателей. По мнению экспертов, он будет популярен и в будущем. Ведь в нем есть то, что не стареет: изысканность, благородство, женственность и роскошь!
Головные уборы
Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.
СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.
Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.
Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.
Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.
Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.
Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.
Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.
Причёска и макияж
Поскольку стиль дерби в своей аристократичности тяготеет к практичности, макияж для соответствия образу должен быть максимально аккуратным и естественным. Чтобы не испортить впечатление от элегантного наряда, на лице допускается лишь лёгкий акцент на глаза и губы.
Причёска не имеет строгих ограничений и зависит в основном от наличия головного убора. Это могут быть чуть завитые локоны, свободно раскинутые по плечам, аккуратная короткая стрижка или различные вариации с хвостом.
***
Рождённый в аристократической Англии, и быстро перекочевавший с ипподромов на модные подиумы, а затем и в повседневную жизнь, стиль дерби в одежде весьма востребован у активных, спортивных и уверенных в себе личностей.
Хотите узнать сколько всего существует стилей одежды? Мы собрали все в один список — здесь.
Мужской костюм в период готики
Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.
Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.
В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.
Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.
Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.
Женская одежда 19 века
Одежда в античном стиле постепенно приобретала популярность. Многие модницы, стремящиеся уподобиться Жозефине, отказывались от корсетов в пользу удобства и естественности. Стиль ампир предусматривал ношение платьев с мягкими лифами и слегка завышенной талией. Кстати, ткань лифа богатые леди украшали изысканной вышивкой, а иногда бусинками и бисером.
Кстати, для платьев в те времена выбирали мягкие, гладкие и тонкие ткани, в частности, батист, кисею, муслин, перкаль. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.
Что же касается верхней одежды, то женщины продолжали защищаться от холода с помощью пелерин и мантилий. Кстати, все более популярными становились большие платки, которые покрывали спину и затягивались узлами на плечах. Верхняя одежда 19 века в России представляла собой турецкие платки, без которых дамы просто не выходили из дома.
Естественно, одежда и ее оформление зависело от того, куда ее будут надевать. Бальные платья были более роскошными. В гардеробе модницы обязательно должны были присутствовать повседневные наряды, костюмы для верховой езды, прогулок на природе и т. д.
Какую одежду надевали в средневековой Руси?
Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.
Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.
Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.
Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.
Одежда дворян и крестьян: в чем отличия?
Многие люди интересуются вопросом о том, отличалась ли одежда дворян 19 века от нарядов простых крестьян. Ведь это период революций, когда границы между простым населением и аристократией начинали постепенно стираться.
Тем не менее разница в одежде была. Простые женщины, разумеется, тщательно следили за модой, но в их распоряжении не было дорогих, роскошных тканей, из которых шили платья знатным дамам. Кроме того, простолюдинку всегда можно было узнать по чепцу и фартуку.
Этельред Неразумный
Король Англии из Уэссекской династии Этельред унаследовал английский трон в 978 году после смерти отца, короля Эдгара, и убийства единокровного брата, короля Эдуарда Мученика.
Ему постоянно приходилось вести борьбу с викингами, пытавшимися захватить страну. Будучи не самым выдающимся полководцем, Этельред потерпел серию поражений. Тогда король решил отыграться на датчанах, живших в Англии. Резня мирных жителей привела к обратному эффекту: король Дании Свен Вилобородый вторгся в страну и захватил власть.
Этельреду пришлось бежать в Нормандию, но через год его враг скончался. Король вернулся в страну и был втянут в войну с Кнудом, сыном покойного. Скорее всего, и эту войну Неразумный проиграл бы, если бы не умер раньше.
Людовик Ленивый, портрет из галереи «Короли Франции», 1837-1838 гг. Фото: Commons.wikimedia.org