Россия, Ленинградская область, Всеволожск, Плоткина
Телефон:
+7 (813) 702-00- Показать номер
Пн-вс: 10:00—21:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Индийская одежда — мужская и женская. Индийская национальная одежда

Индия славится своей культурой и непоколебимой верностью традициям, одним из главных атрибутов которых является национальная одежда. От региона к региону меняется фасон нарядов, а узор и цвет ткани может рассказать о принадлежности к касте, социальном статусе, местности и характере. Несмотря на свое разнообразие, индийская одежда придерживается общего стиля – все наряды пестрят яркими красками и замысловатой драпировкой. Даже влияние запада не смогло пошатнуть самобытность Индии, а сами заграничные модельеры, вдохновляясь индийским колоритом, создают роскошные костюмы и платья.

Немного истории и легенд

В поэтических индийских легендах создание ткани уподобляется сотворению мира. Творец — сутрадхара — ткет мироздание нитью сутрой, являющейся основой зарождающейся Вселенной.

Проведенные исследования показали, что индийская национальная одежда стала формироваться еще во времена Индской цивилизации, существовавшей в 2800-1800 годах до н.э. Вплоть до XIV века дхоти, являющееся сегодня мужской одеждой, не имело половой принадлежности, и его носили как мужчины, так и женщины. Это подтверждают и такие древние литературные источники, как эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Как выглядела женская версия дхоти, можно увидеть в скульптурах богинь, созданных художниками школы искусства Гандхары. Несколько позднее появилось цельнотканое сари.

Правила и нормы ношения сари и дхоти, детали и элементы, обозначающие половую и региональную принадлежность владельца стали появляться в XIV веке, и сегодня индийская одежда четко разделяется на мужскую и женскую.

Наиболее популярные виды индийской обуви.

Джутти.

Джутти – один из самых распространенных видов обуви в современной Индии. Это удобные, закрытые туфли, выполненные из кожи и плотной ткани, у них плоская подошва и округлый или слегка заостренный мысок. Джутти, как правило, радуют глаз шикарной вышивкой, часто они расшиты бисером и камнями.

Моджари.

Это удивительно красивые, очень экзотичные и красочные туфли или шлепанцы с удлиненным и сильно загнутым вверх носком. Моджари обильно расшивают золотыми и серебряными нитями, бисером, жемчугом, кусочками зеркал и камнями. Изысканные, аристократичные моджари, так же как и джутти, не имеют разницы между правой или левой ногой. Сейчас моджари используют в Индии как один из наиболее ярких атрибутов праздничной и свадебной одежды.

Чаппалы.

Чаппалы очень напоминают шлепанцы-вьетнамки своей широкой поперечной полоской кожи и небольшим колечком-ремешком вокруг большого пальца ноги. Эта, ручной работы, обувь особенно популярна в среде небогатых жителей сельской местности Индии. Это недорогая, легкая и удобная в быту обувь.

В заключение хочется сказать, что индийская национальная одежда до того красива, удобна и полна невыразимого очарования, что привлекает к себе восторженные взгляды не только жителей Востока, но и консервативных людей Запада. И в наши дни совершенно необязательно ехать в Индию, для того чтобы почувствовать себя сказочной восточной красоткой или мужественным и богатым раджой. Практически все, описанные в этой статье, предметы индийской одежды можно купить у нас в магазине «Странные вещи из разных стран». Мы всегда рады помочь вам раскрасить вашу жизнь волшебными красками дивной Индии.

Вернуться на страницу этнической одежды.

Вернуться на страницу Индийский магазин.

Искусство драпировки дхоти

Как уже говорилось, дхоти — один из самых древних предметов одежды. Это довольно длинная, около пяти метров, прямоугольная полоса выбеленной или однотонной окрашенной ткани, которую индийские мужчины искусно драпируют на бедрах. В разных регионах Индии существуют различные варианты драпировки, но есть и общепринятый: повязывать дхоти начинают с середины тканевого отреза, оборачивая вокруг бедер его центральную часть и завязывая на узел спереди. Левый конец ткани закладывают в складки и оборачивают вокруг левой ноги, после чего закладывают его за пояс сзади. Правый конец отреза также драпируется и убирается за пояс спереди.

Дхоти – это индийская одежда, длина которой показывает, из какой касты ее владелец. Самые короткие, специально приспособленные для работы дхоти — у представителей низших каст. Мужчин, носящих эту традиционную одежду, можно встретить в Индии повсюду: на рынках и в университетах, в храмах и на стадионах. Каких-либо ограничений по тому, где и кто может носить дхоти, нет. Для повседневной жизни этот предмет мужского гардероба изготавливают из джута или хлопка. Праздничные дхоти делают из шелковой ткани белого или бежевого цвета и украшают золотой каймой по краю, вышитой или нарисованной. А вот дхоти шафранного и красного цветов могут носить только санньяси и брахмачари – монахи.

Мужчины из Южной Индии носят дхоти со специальной накидкой на плечи – ангаваштрам, а представители северных штатов с длинной рубахой – куртой.

Головные уборы

Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:

  • датар;
  • пхета;
  • ганди;
  • май-сур-пета;
  • раджастхани-пагари.

Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.

Такая универсальная курта

Традиционно это широкая и длинная рубашка без воротника, но с вырезом спереди, носить которую можно как в официальной, так и в неофициальной обстановке, зимой и летом. Сегодня такая индийская одежда существует во множестве различных вариантов. Для лета подойдет курта из шелка или хлопка, а для зимы — из плотных тканей, таких как шерсть или смесовая кхади (изготавливается вручную из шелковых нитей, хлопка и шерсти). Ее праздничный вариант украшают вышивкой и драгоценностями.

Носят курту с узкими чуридарами — брюками, специально выкроенными длиннее ноги так, чтобы ткань штанин образовывала на голени подобие браслетов, или с паджами – широкими штанами из белой хлопчатобумажной ткани.

«Полоска ткани»

Именно так переводится с санскрита слово «сари». И действительно, это полотно шириной 1,2-1,5 метра и длиной от 4 до 9 метров, которое оборачивают вокруг тела. В Индии существует красивая древняя легенда о том, как впервые было изготовлено сари. Согласно ей, создал его ткач-волшебник, мечтавший о прекрасной женщине и представлявший блеск ее глаз, нежные прикосновения, гладкие шелковые волосы и ее смех. Получившаяся ткань была настолько удивительна и похожа на женщину, что мастер не смог остановиться и соткал ее очень много. Но усталость все-таки подкосила его, но он был абсолютно счастлив, так как мечта воплотилась в удивительную одежду.

Первые сведения о прообразе сари ученые обнаружили в письменных источниках, датируемых 3000 годом до н.э. В современной Индии это самая распространенная и популярная женская индийская одежда, которую носят с нижней юбкой (павада) и блузкой, называемой равика или чоли. Способов и стилей ношения сари существует очень много, и в каждом регионе этой большой страны он свой, особенный. Самым распространенным является ниви, когда один из концов (паллу) сари оборачивается два раза вокруг бедер, а второй закрепляется на нижней юбке и перебрасывается через плечо. Выходя на улицу, индианки свободный край сари накидывают на голову.

А вот материал, из которого шьется индийская одежда сари, так же как и в прежние времена, зависит от материальной обеспеченности и социального статуса женщины.

Сари могут быть самых разных цветов, с рисунком или однотонные, на любой, даже самый привередливый вкус. Но есть ряд цветов, которые индианки предпочитают только в особых случаях. Так, выходя замуж, индийская женщина наденет красное или зеленое сари, украшенное золотым шитьем. Молодая мама, только что родившая ребенка, выберет желтое сари и будет в нем ходить на протяжении семи дней. Традиционно вдовы носят одежду белого цвета без каких-либо украшений и узоров.

Панджаби или сальвар камиз

Еще одним видом традиционной одежды индийских женщин является сальвар камиз, или, как его еще называют по причине большой популярности в Пенджабе, панджаби. Этот костюм изначально появился несколько веков назад на территории современного Афганистана, а в Индию попал благодаря кабульским патханам.

Он состоит из двух частей: шальвар (сальвар) – широких благодаря множеству складок сверху и зауженных в районе щиколотки брюк — и длинной туники с боковыми разрезами – камиз. Но такие туники могут сочетаться не только с сальварами, их также носят и со штанами, клешенными от бедра – шарарами, узкими брюками чуридарами и шальварами в стиле патиала, у которых множество складок на брючинах и кокетке. Как сальвары, так и камизы украшают вышивкой, блестками, зеркалами или орнаментом. Дополняют все эти наряды чунни или дупаттой – длинным и широким шарфом. И если раньше индийская одежда в Москве, да и в других российских городах встречалась только в театральных постановках, концертных выступлениях танцевальных коллективов и музеях, то сегодня можно купить сари или камиз в магазинах этнических и экзотических товаров, которых довольно много.

Мужские одеяния

Дхоти – это традиционная одежда, как у женщин, так и у мужчин. Как и сари, этот мужской костюм представляет собой отрез ткани, который может достигать от 2 до 5 м в длину.

Некое подобие дхоти представляет собой и лунги, который может быть двух видов:

  • открытый;
  • сшитый.

Открытый лунги – это обычный шелковый или хлопковый отрез ткани или полотно. Сшитый лунги представляет собой костюм, в котором оба конца ткани сшиты между собой. Длина таких одеяний доходит до щиколоток.

Как повязать лунги

Еще одной разновидностью лунги является мунду, которое отличает своим цветом: оно абсолютно белое. Еще один популярный костюм для мужчины – шервани. Он представляет собой длинный пиджак с воротником-стойкой, который застегивается на пуговицы. Длина такого одеяния обычно достигает колен, хотя в некоторых случаях можно встретить и боле длинный вариант – до лодыжек.

Шервани не уступает по красоте женским одеяниям

Ленга-чоли, анаркали и патту-павадай

Видов и вариантов ленга-чоли существует великое множество, но все они состоят из юбки — ленги и блузки — чоли, которая бывает как короткой, так и длинной, и накидки. А вот анаркали больше всего напоминает сильно расклешенный сарафан, вот только носят его обязательно с зауженными брюками.

Для маленьких индийских модниц существует особый традиционный наряд — ланга-давани или патту-павадай. Это платье из шелка в форме конуса с прошитой на уровне ступней золотой полосой.

Особенности стиля инди

Индийский стиль в одежде популярен во всем мире, многие известные дизайнеры создают свои коллекции под впечатлением этой чарующей восточной страны. Существует ряд особенностей, которые отличают этот стиль от других этнических и национальных течений:

  1. Цветовая насыщенность одежды.
  2. Натуральные легкие ткани.
  3. Наличие драпировок как в мужской, так и в женской одежде.
  4. Простые и свободные вещи несложного кроя, такие как сальвар камиз, туники, сари и другие.
  5. Многослойность и многоярусность.
  6. Богатая отделка вещей камнями, стразами, бисером, золотым или серебряным шитьем. Обилие принтов и узоров.
  7. Асимметрия – топы, туники и платья, держащиеся на одном плече.
  8. Множество аксессуаров, таких как браслеты, ожерелья и серьги, цепочки для украшения щиколотки и живота.
  9. Удобная обувь, украшенная природными или цветочными аппликациями и орнаментами.

Главное, создавая наряд в индийском стиле, — помнить, что во всех элементах, его составляющих, должны прослеживаться национальные особенности, свойственные Индии.

Украшения

Каждая деталь в облике жителя Индии может охарактеризовать его, и индийские украшения не стали исключением. Какие-то браслеты передают настроение или оберегают девушку, другие же предназначены для богов, их надевают во время посещения храмов. Каждая девушка к свадьбе получает набор из 16 украшений, которые символизируют лунные циклы – они надеваются на щиколотки, живот, голову, руки, шею, предплечья и даже в нос. Богатые семьи могли себе позволить драгоценные камни и жемчуг, а представители низших сословий довольствовались деревянными и каменными украшениями. Кроме аксессуаров для тела, есть еще ряд убранств для полноценного образа индийской женщины:

  • «аджна» – так назывались тени для глаз, тушь и подводка, которые сейчас продаются в ювелирных магазинах;
  • «мехенди» – это роспись тела хной, известный народный обряд в Индии для девушек перед замужеством;
  • «бинди» – пресловутая красная точка на лбу, открывающая по поверьям индусов третий глаз – путь в подсознание;
  • «синдур» – красная линия на проборе, означает, что отныне девушка принадлежит семье своего мужа.

Индия – одна из немногих стран, которая до сих пор придерживается традиций не только в образе жизни, но и в одежде. Да и как можно отказаться от таких сказочных платьев удобного кроя и ярких украшений. Конечно, современная индианка все больше перенимает наряды из культур других народностей, но и национальные особенности продолжают прослеживаться в их одежде.

Ссылка на основную публикацию
Похожее